TY - JOUR TI - Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - международное сотрудничество KW - человеческий капитал KW - высшее профессиональное образование KW - трудоустройство выпускников KW - инновационные вузы KW - научная работа KW - типы модернизации KW - индустриальное общество KW - постиндустриальное общество AB - Диденко Дмитрий Валерьевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института социологии РАН. Эл. адрес: ddidenko@bloomberg.net Адрес: Институт социологии Российской академии наук — Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.Ключарев Григорий Артурович — доктор философских наук, профессор, заведующий отделом социально-экономических исследований Института социологии РАН. Эл. адрес: kliucharevga@mail.ru Адрес: Институт социологии Российской академии наук — Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.На материале массовых экспертных социологических опросов 2009-2011 гг. выявлены тенденции модернизационных преобразований в современной российской системе высшего образования. Показано, что высшая профессиональная школа сегодня функционально и ресурсно ориентирована в основном на подготовку кадров для догоняющего развития экономики и общества. 90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% от общего числа студентов, реализуют модель догоняющего образования.Выделены особенности моделей инновационного и догоняющего профессионального образования, проанализирована их характерность для российской системы высшего образования. Перечислены основные направления модернизационных инициатив вузов-инноваторов, рассмотрены промежуточные результаты реализации инновационной стратегии развития профессионального образования.Анализ эмпирических данных показал, что в рамках инновационной модели происходит интенсивное увеличение образовательного пространства, реализуется принцип непрерывности образования. При этом деятельность учебного заведения не ограничивается рамками формального учебного процесса и получает выход в социально-экономическую сферу.В организации учебного процесса преобладают формы и методы, свойственные догоняющей модели. В рамках этой модели образования особое значение приобретает целевой набор студентов и целевое образовательное кредитование как наиболее надежная гарантия выполнения выпускником и предприятием взятых на себя обязательств.Выявлен значительный разрыв между содержанием образования и запросами практики, присущий вузам вне зависимости от модели образования. При этом установлено, что инновационная модель обеспечивает лучшие результаты трудоустройства. Подтверждено недостаточное участие вузов в реализации программ дополнительного образования, а также слабая связь вузов с рынком труда и конкретными предприятиями.  AU - Д. В. Диденко AU - Г. А. Ключарев UR - https://archive_vo.hse.ru/2013--1/97505587.html PY - 2013 SP - 183-204 VL -